Проект федерального закона № 480923-8 «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», внесенный сенаторами Российской Федерации А.А.Турчаком, И.Ю.Святенко, И.В.Рукавишниковой, С.А.Мартыновым, Д.С.Лантратовой, И.Ю.Кастюкевичем, С.Н.Перминовым, депутатами Государственной Думы А.Ю.Кузнецовой, Ш.В.Кара-оолом, Д.Ф.Вяткиным, В.В.Гутеневым, П.Н.Завальным, А.Г.Сидякиным, А.Л.Красовым, Я.Е.Ниловым, Я.В.Лантратовой, Ш.Ю.Саралиевым, К.К.Тайсаевым, А.О.Ткачёвым, А.В.Туровым, А.А.Бичаевым, был рассмотрен на заседании комитета 29 ноября 2023 года.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях усиления безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства, совершаемых при помощи беспилотных аппаратов, и наделения работников частных охранных организаций правом противодействия беспилотным аппаратам в отношении тех объектов ТЭК, которые имеют категорию опасности в зависимости от потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий.
Как подчеркнул один из авторов документа, председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, актуальность законопроекта очевидна. «В последний год количество попыток террористических атак беспилотниками на наши города, предприятия, включая объекты ТЭК, в том числе, атомные электростанции, резко увеличилось. Мы понимаем, что, по мере развития ситуации на фронтах СВО, бессильная злоба противника, а значит, частота и потенциальная разрушительность таких атак будет расти. Сегодня безопасность более 80 % объектов ТЭК обеспечивают частные охранные организации, в том числе «корпоративные», и мы считаем целесообразным наделить их правом своевременно противодействовать террористическим нападениям с использованием БПЛА, наравне с силовыми ведомствами и их структурами, а также ведомственным охранами ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», которым такое право уже предоставлено», пояснил Павел Завальный.
Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право противодействия беспилотным аппаратам предоставлено работникам частных охранных организаций, обеспечивающих антитеррористическую защищенность объектов. Однако в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов ТЭК. В итоге, сейчас сотрудники частных охранных организаций, обеспечивающие антитеррористическую защищенность объектов ТЭК, не наделены правом противодействия беспилотным аппаратам.
Комитет по энергетике отмечает, что предлагаемое законопроектом регулирование позволит устранить правовые пробелы действующего законодательства РФ о безопасности и антитеррористической защищенности.
В соответствии с заключением Правительства РФ на законопроект, требуется дополнительная проработка вопроса распространения пространственных пределов зон безопасности вокруг объектов ТЭК на воздушное пространство. Так, проектируемые законопроектом изменения в понятие «зона безопасности объекта ТЭК» ограничивают возможность заблаговременного пресечения противоправного применения беспилотных аппаратов в отношении объектов ТЭК и могут повлиять на обеспечение их безопасности.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что целесообразно считать зоной безопасности объекта ТЭК определяемую в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ часть территории, водного, воздушного пространства вокруг отдельного объекта ТЭК, в границах которых реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства.
Кроме того, Комитет считает целесообразным в проектируемой части 1 статьи 61 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотреть подход в части делегирования подразделениям и (или) организациям, указанным в части 4 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ, полномочий по пресечению функционирования беспилотных аппаратов, аналогичный закрепленному Федеральным законом № 440-ФЗ для сотрудников государственных военизированных организаций, а также работников ведомственной охраны. Для этого следует предоставить сотрудникам частных охранных организаций право пресекать функционирование беспилотников, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, его рассмотрение на пленарном заседании запланировано на 5 декабря 2023г.